У вас есть тема для расследования? Предложить
Получите эксклюзивный доступ к новостям Получить

Прощай, кондуктор! В Киеве — революция на наземном транспорте

05 июля 2021, 07:00
Прощай, кондуктор! В Киеве — революция на наземном транспорте-1200x800

Фото УНИАН

Кондукторов переведут в контролеры, которые будут выполнять план по штрафам

На следующей неделе в столице наступает новая эра. С 14 июля "Киевпасстранс" отказывается от бумажных билетов, и оплата проезда будет производиться в электронном виде. Как платить и куда отправят кондукторов?

Как платить

С 14 июля разовые бумажные билеты окончательно выйдут из обращения в общественном транспорте столицы, а оплата проезда станет производиться при помощи электронного билета. Как говорят в пресс-службе КП "Киевпасстранс", билеты будут доступны через мобильное приложение и карточку "Киев цифровой". Кроме того, их можно будет приобрести в терминалах самообслуживания, сети "Т-киоск", терминалах EasyPay, IBox, 2click, а также приобрести QR-билеты в кассах метро.

Электронный билет в автобусах, трамваях и троллейбусах — это последний этап перехода на онлайн-оплату в транспорте. На городской электричке, фуникулере, скоростных трамваях уже давно оплачивают проезд при помощи электронных билетов и проездных.

Тех, кто постоянно ездит в транспорте, нововведения не пугают. "Я давно не оплачиваю проезд при помощи талонов, хотя езжу в городской электричке, метро и автобусах. У меня проездной на несколько видов транспорта, что удобно, потому что одна поездка выходит не 8 гривен, а 6,5. А потому мне все равно, какие еще вводят нововведения", — говорит "Вестям" житель Воскресенки Людмила Конник. А вот тем, кто пользовался наземным общественным транспортом от случая к случаю, придется перестраиваться.

"Сдерживают льготники"

В то же время, КГГА в очередной раз отложила запуск электронной системы оплаты за проезд в общественном транспорте. Речь об этом идет в распоряжении от 25 июня. Теперь она должна стать обязательной с 1 января 2023 года. В документе нет объяснений, почему откладывается введение е-билета, но говорится, что это должно "продлить сроки проведения опытной эксплуатации и ввода в промышленную эксплуатацию" электронной системы оплаты.

Как ранее сообщали "Вести", КГГА отсрочила введение е-билета еще в декабре 2020 года до 1 июля 2021 года. Секретарь Киеврады Владимир Бондаренко объяснил "Вестям", что все дело в льготниках.

"С 14 июля стартует очередной этап реформы. Полноценный е-билет не может быть запущен, как бы парадоксально это ни звучало, из-за льготников. Минсоцполитики не дает окончательного понимания, кто в итоге оплачивает проезд за пассажиров, которым предоставляет льготы государство. Посчитать их мы можем. В частности, сейчас их считает Киевский метрополитен, но их льготы должны быть зашиты в карту. Это можно сделать, но тогда встает вопрос компенсации стоимости проезда. И это можно сделать только после того, как определится Минсоцполитики. Ведь по удостоверениям при переходе на электронную форму оплаты уже проходить никто не сможет", — говорит "Вестям" Владимир Бондаренко.

По его словам, пока вопрос не решится, льготники смогут заходить по удостоверениям.

"Из нас сделали подопытных кроликов"

Сейчас в салонах уже нет кондукторов. Их "ликвидировали как класс" с 1 июля. В итоге продажей бумажных билетов обязали заниматься водителей за небольшой процент от продажи. Правда, сами они не рады такому нововведению.

"Кондукторов уже нет. И нас опять хотят сделать подопытными кроликами. То есть мы должны и за дорогой следить, и билеты продавать. Ведь пассажиры, несмотря на постоянные объявления о том, что продажа билетов происходит только на остановках, все равно пытаются купить талон во время движения. Или вовсе не покупать", — говорит "Вестям" водитель трамвая Владимир Котляр.

А один из водителей автобуса, курсирующего по правому берегу, сказал "Вестям", что из соображений безопасности движения и соблюдения графика движения, руководство советует вообще не связываться с пассажирами. "Платят — продаешь, не платят — так и будет". Ведь за нарушение графика нам выписывают весьма ощутимый штраф, за жалобы от пассажиров — тоже штраф. А для нас главное — быстро возить и безопасно", — говорит нам один из водителей.

Королевы салона

По наблюдениям читателей "Вестей", в салонах без кондукторов стало менее приятно. "Раньше заходишь и видишь — в салоне есть хозяйка. Она гасит конфликты между пассажирами. Следит за порядком и оплатой проезда. Просит надеть маски или покинуть салон тех, кто пренебрегает правилами карантинных ограничений. Сейчас пассажиры выясняют отношения между собой сами, многие не надевают маски демонстративно и, тем более, не оплачивают проезд, особенно вечером", — рассказывает "Вестям" одна из постоянных пассажирок автобуса №118 Елена Макаренко.

Водители также подтверждают, что ситуаций, когда они вынуждены вмешиваться в происходящее в салоне, стало больше. "То мужчины подшофе устраивают разборки между собой, то пенсионеры скандалят. Больше стали мусорить в салоне", — говорит нам один из водителей этого автобуса.

Как сказали "Вестям" в ответе на запрос в КП "Киевпасстранс", средняя зарплата кондукторов (по данным за апрель. — Ред.) — 9806 грн. Кроме того, по словам самих кондукторов, они получали процент от продажи билетов, который иногда выливался в существенную сумму.

"Мы работали по 12 часов пять раз в неделю, и иногда, при большом потоке пассажиров можно было только на процентах заработать ползарплаты. У меня получалось все вместе до 12 тыс. грн. Правда, нервов тоже хватало", — говорит нам кондуктор автобуса, курсирующего на левом берегу, Антонина.

Ее коллеги рассказывают, что кондукторы имели и левые заработки. "Я знаю, что были случаи, когда "мутили" с билетиками, продавая бэушные, а кто-то попадался и на распечатанных на принтере. Но от не чистых на руку сразу избавлялись, особо не афишируя".

План по штрафам

Проехать зайцем при новой форме оплаты проезда не получится. Большая часть кондукторов, судя по сообщению пресс-службы КП, перешла в контролеры. "Контролеры-кассиры получили предложение перейти на должность контролера или на свободные вакансии", — сообщает пресс-служба.

Всего, по информации КП, штатных контролеров-кассиров (кондукторов) работало около тысячи. Часть из них уволилась, поскольку не подходили по возрасту. Остальные сейчас проходят стажировку, ведь придется овладеть специальным прибором учета, считывающим информацию с валидаторов, установленных в салоне, — кто оплатил проезд, кто нет.

"Чтобы не платить кондукторам компенсацию за сокращение должности, их переводят в контролеры. Сейчас многие на стажировке, а некоторые уже и работают контролерами. В депо и парках активно наращивают штат контролеров. Мне рассказали, что они собираются ходить по трое-четверо, чтобы справиться с умниками, которые думают, что им удастся в час пик спрятаться и их не заметят. Сейчас заметят всех, ведь у контролеров, насколько я знаю, есть план — семь штрафов (по 160 грн. — Ред.) в день. Тут хочешь не хочешь, а и мышь не пропустишь без билета. Но без патрульной полиции не обойдется. Ведь есть люди, которые будут до конца доказывать, что не виноваты", — рассказывает Владимир Котляр.

По его словам, ставка нью-кондукторов-контролеров — 7–8 тысяч.

По некоторым данным, контролеров хотят поставить в зависимость от полученных штрафов, от которых они будут получать проценты. "Ставка, проценты и премии. Это как минимум 10 тысяч. Плюс всех обеспечат формой", — рассказала нам одна из кондукторов о новых условиях работы.

"Правда, на полицию надежды мало. Помню такие случаи в бытность кондуктором — наряд не дождешься. Кроме того, самой стоять с безбилетником страшно. Сейчас если втроем будем работать, то, возможно, научим пассажиров, что платить за проезд нужно", — говорит нам бывший кондуктор Анна.

Материал опубликован в газете "Вести" от 5 июля №117. Полный выпуск газеты "Вести" вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

Добавьте Vesti.ua в список ваших источников
Подписывайтесь на канал Вести.ua в системе Google News Подписывайтесь на канал Вести.ua в системе Telegram
Ирина Касьянова
Ирина Касьянова
обозреватель отдела "Киев"

В журналистике с 1995 г. Работала в газетах "Сегодня", "Газета по-киевски", газете "Вечерние вести", еженедельнике "2000", на сайтах "Большой Киев", "Обозреватель". В газете "Вести" – с июля 2020 г., вернулась после двухлетнего перерыва. Специализация – киевская политика, проблемы столицы.

Понравился материал? Поддержать автора
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Новости
все новости
Вести Люди
больше новостей

Установи приложение Vesti.ua: нажми Установи приложение Vesti.ua и добавь на домашний экран

x
установить

Хотите получить быстрый доступ кVesti.ua? Установите приложение

x
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечивать правильную работу всех наших сервисов. При использовании сайта vesti.ua, вы подтверждаете свое согласие на сбор и обработку файлов cookie и других похожих технологий.
Согласен
Самая полезная ежедневная газета по вечерам в вашем почтовом ящике