У вас есть тема для расследования? Предложить
Получите эксклюзивный доступ к новостям Получить

Из Киева в Ирпень — по монорельсу. Появится ли в пригороде новый транспорт

06 июля 2021, 07:43
Из Киева в Ирпень — по монорельсу. Появится ли в пригороде новый транспорт-1200x800
Для повышения стоимости квартир застройщики придумали легенду о транспорте будущего

Активно застраивающийся Ирпень под Киевом — на пороге грандиозных изменений. Чтобы избавить жителей города от проблем с транспортом, бывший городской голова, глава Инвестиционного совета Владимир Карплюк предлагает построить монорельс, соединяющий Ирпень с Киевом. Идея Карплюка вызвала противоречивую реакцию ирпенчан: одни — категорически против и заблаговременно проклинают детище экс-мэра, вторые убеждены, что только так можно разгрузить дороги и часами не простаивать в пробках. Реально ли построить монорельс Киев — Ирпень и есть ли другие способы наладить транспортное сообщение города-сателлита со столицей, разбирались "Вести".

Попытка номер пять

"Вам рассказать, что я думаю, без матов? Что у нас только ни делали! У нас "строили" трамвай в Ирпень, и вот уже лет пятнадцать он якобы есть. Метро в Ирпень проводили", — перечисляет жительница Ирпеня Лариса.

Действительно, несколько лет назад в Киевской горгосадминистрации говорили, что неплохо было бы построить метро в пригороды. Также рассматривался вариант запуска крупногабаритных автобусов. В 2020-м мэр соседней с Ирпенем Бучи заявил, что метро не будет, вместо этого нужно озаботиться развитием железнодорожного сообщения, а инициатором должен выступить Киев.

Ирпенчане вспоминают: давным-давно у них уже был "монорельс". Стоит где-то ржавеет в чистом поле. История началась в далеком 2004-м, тогда в восьми километрах от Ирпеня, на полигоне между Гостомелем и Мощуном, за считаные месяцы построили и опробовали капвей (KapWay) — инновационный проект рельсового автобуса. Назван он был "Капитошка" — в честь лидера криминальной группировки Александра Капитонова, его компания вложила в разработку 3,5 млн долларов.

Из Киева в Ирпень — по монорельсу. Появится ли в пригороде новый транспорт - фото 1

Так выглядит экспериментальный вагончик, который создали "Капитошки"

Вагон капвея мог вместить 150 пассажиров и развить скорость более 100 км/ч. Правда, монорельсом капвей назвать нельзя, поскольку монорельс предусматривает один рельс, а капвей ездил по двум параллельным рельсам.

Некоторое время проектом интересовалась КГГА, но после провала Александра Омельченко на выборах новым хозяевам столицы капвей оказался не нужен. К 2015 году рельсы были разобраны, оставался только вагон, который должны были порезать на металлолом.

Новый проект и ноль перспектив

Владимир Карплюк хотя больше и не мэр города, от дел пытается не отходить. Выступая на местном бизнес-форуме, он заявил, что только развитие альтернативного общественного транспорта может решить проблему сообщения Ирпеня и всего пригорода Киева. Мол, строительство новых дорог ничего не даст, поскольку ничто не сдержит желание людей иметь машину, следовательно — снова заторы. Поэтому единственный логичный выход — монорельс. Проект нового транспорта уже в разработке и будет представлен общественности до конца года.

Категорически против проекта выступает эксперт по транспортной инфраструктуре, урбанист Виктор Петрук, разве что если финансированием будет заниматься частный инвестор. "Если все это будет делаться за бюджетные деньги, то эти деньги будут потрачены зря", — говорит Петрук в комментарии "Вестям".

Из Киева в Ирпень — по монорельсу. Появится ли в пригороде новый транспорт - фото 2

Монорельс в Москве

Он считает, что в монорельсе нет необходимости, поскольку эстакадные системы второго уровня нужны там, где есть плотная застройка и сложившаяся уличная сеть, где сложно и дорого решать вопрос пересечения на одном уровне: "От Киева до Ирпеня у нас нет проблем с земельными ресурсами для того, чтобы проложить наземную линию рельсового транспорта, которая обойдется в разы дешевле монорельса".

В том, что проект повиснет в воздухе, уверена и депутат Ирпенского городского совета, глава фракции "Голос" Михайлина Скорык-Шкаривская.

"Бывший мэр известен фантастическими прожектами, которые не воплощаются в жизнь. В частности, еще в 2014 году он обещал велодвижение Ирпень — Киев. Сейчас, в 2021 году, мы можем увидеть, как это реализовано — почти никак. Мой прогноз: монорельс постигнет такая же участь", — рассказывает "Вестям" депутат.

Как правильно решить проблему трафика

Специалисты в один голос говорят: разобраться с заторами и разгрузить общественный транспорт можно за счет существующей инфраструктуры

Виктор Петрук напоминает, что в городе есть железная дорога, и вместо строительства монорельса городским властям стоит договориться с "Укрзализныцей" об увеличении количества пригородных электропоездов.

Горожане жалуются, что сейчас становится меньше не только электричек, но и вагонов в них. "Зачем монорельс, если есть нормальная железная дорога. Увеличьте количество электричек или добавьте вагонов, потому что весной, к примеру, ходило пять вагонов, люди из окон вываливались", — делится городскими ужасами с "Вестями" жительница Ирпеня Лариса.

Виктор Петрук поясняет: пассажирские перевозки для "Укрзализныци" — это чистый убыток, который покрывается с дохода по грузовым перевозкам, поэтому вместо того, чтобы инвестировать деньги в монорельс, местные власти могли бы предложить "Укрзализныце" дополнительное финансирование на обновление подвижного состава, выделение дополнительных веток для того, чтобы увеличить интенсивность движения пригородных поездов из Ирпеня в Киев. "Это решение в сто раз дешевле, чем монорельс", — уверен эксперт.

Из Киева в Ирпень — по монорельсу. Появится ли в пригороде новый транспорт - фото 3

Монорельс в ОАЭ

Михайлина Скорык такого же мнения. Говорит, вместо малореального монорельса целесообразнее загрузить пассажирами электрички, обустроив систему перехватывающих паркингов с обеих сторон ирпенского вокзала. "Развивать совместно с Киевом общественный транспорт — автобусы и маршрутки, а также озаботиться вопросом безопасного и удобного велодвижения", — предлагает депутат.

Монорельс = метро на Троещину

Если аргументов против монорельса больше чем за, то чем тогда руководствовался бывший городской голова, когда на публику рекламировал этот проект?

Эксперт по транспортному моделированию Дмитрий Беспалов согласен, что на первый взгляд идея кажется безумной. "Но на самом деле она достаточно здравая, правда, для совершенно других целей. Дело в том, что скоростной транспорт очень сильно востребован и очень сильно влияет на стоимость недвижимости. Буквально: если бы не стали говорить о строительстве метро на Виноградарь, то каждый квадратный метр жилья, которое там сейчас масштабно строится, был бы продан дешевле на 100–200 долларов. Если обосновать метро для этого района, то здесь мы можем получить до плюс 200 долларов на квадратном метре", — раскрывает секрет Беспалов.

По словам эксперта, подобной логикой пользуются пригороды — девелоперы отчаянно пытаются удорожить свою недвижимость и для этого придумывают городские легенды об общественном транспорте.

"У нас есть отличный прецедент с Троещиной. Думаю, Ирпень в этом плане копирует Троещину, потому что ее жители уже больше 30 лет уверены, что скоро рядом с их домами появится линия метро. Создается такая легенда, и люди готовы за нее платить деньги. Это тот случай, когда история — миф — позволяет получить деньги", — поясняет эксперт.

По его словам, это делается по отлаженной схеме. "Девелопер нанимает транспортного специалиста или НИИ за несколько десятков тысяч долларов, и те рисуют по его техническому заданию идею, например, с монорельсом до Ирпеня, рисуют трассу, остановки, делают красивый рендер, и эта идея продается будущим жильцам, что, мол, сейчас у нас сложно, заторы, но скоро будет новый транспорт, и только представьте, как быстро вы сможете добираться до Киева. Как бы нелепо это ни выглядело, но на самом деле это очень хитроумная схема, очень умные люди такое придумали", — уверяет "Вести" Дмитрий Беспалов. 

Материал опубликован в газете "Вести" от 6 июля №118. Полный выпуск газеты "Вести" вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

Добавьте Vesti.ua в список ваших источников
Подписывайтесь на канал Вести.ua в системе Google News Подписывайтесь на канал Вести.ua в системе Telegram
Виктория Ярош
Виктория Ярош
журналист

В журналистике с 1999 г. В ИА "Українські новини" начала на должности редактора-переводчика, затем в течение более 10 лет была руководителем англоязычного выпуска. Параллельно занималась исследованиями в области массовой коммуникации, переводила художественную и техническую литературу. В "Вестях" – с сентября 2018 г. Работала на должности редактора ленты новостей. С сентября 2019 г. работает журналистом.

Понравился материал? Поддержать автора
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Новости
все новости
Вести Люди
больше новостей

Установи приложение Vesti.ua: нажми Установи приложение Vesti.ua и добавь на домашний экран

x
установить

Хотите получить быстрый доступ кVesti.ua? Установите приложение

x
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечивать правильную работу всех наших сервисов. При использовании сайта vesti.ua, вы подтверждаете свое согласие на сбор и обработку файлов cookie и других похожих технологий.
Согласен